Мэтру отечественного кинематографа исполнилось 28 марта 80 лет. Несмотря на столь почтенный возраст, режиссер полон сил. Одним из самых известных фильмов Митты является картина «Друг мой Колька». Против пионерской организации, которой посвящен этот фильм, Митта ничего не имеет и по сей день. В свое время он с удовольствием ходил в Дом пионеров, записавшись почти во все кружки. Будущего режиссера не взяли только в хор — в силу полного отсутствия слуха и голоса.

Фильм «Друг мой Колька», по мнению режиссера, надо понимать аллегорически. «В фильме «Друг мой, Колька!» - двойной смысл, - признался Митта в интервью «Экспресс-газете». - С одной стороны, показана пионерская ячейка, а с другой - история о том, как власти ломают человека. Но поскольку нас поддержал ЦК комсомола, разрешили снять дебютную картину с такой темой».

Несмотря на то, что во многих своих картинах Александр Митта демонстрировал лояльность к советскому строю, его мать пострадала во время сталинских репрессий. Женщину оговорили ее коллеги, и она отправилась на 10 лет в Колыму. Через два года после окончания срока она покончила жизнь самоубийством. «Никогда об этом не рассказывал: в 1947 году ее хотели повторно посадить, а она забеременела, - говорит режиссер. - Мать не выдержала и покончила с собой... Отец всю жизнь жил один и только на старости лет соединился с другой женщиной. Меня же воспитывала родная тетка, работавшая главным врачом в тульской больнице».

Свою будущую жену Лилию Александр Митта увел у другого. Обманутый муж болезненно переживал измену и долгое время не отпускал супругу, держа ее под неусыпным контролем. «Исход ситуации решил случай. В то время, в 1957 году, за продуктами приходилось стоять в очередях. И вот мы втроем оказались в одном месте. Лиля отправила Игоря в кассу, а сама заняла очередь за колбасой, где и я стоял. Больше она к нему не вернулась», - вспоминает Митта. Игорь повторно женился. Потом запил, а совсем недавно скончался.

Александр Митта должен был снимать фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», но продюсеры к его соаетам не прислушивались, и он был вынужден самоустраниться от проекта. Одной из идей Митты было ввести в фильм Марину Влади, однако та резко высказалась против этой инициативы. «На Россию у Марины заслуженная обида, - рассуждает Митта. - Главный человек, который распоряжается памятью мужа, - жена. Тут Влади права. Но она не понимает, что в России рулит тот человек, который имеет вес. В итоге именно Иосиф Кобзон выбил Володе место на Ваганьковском кладбище. Марина обиделась из-за памятника: хотела один, Кобзон - другой. Влади долгое время не приезжала в Россию, а не так давно побывала со спектаклем, так ее с деньгами обманули».

Некоторые фильмы Александра Митты шли в зарубежном прокате, минуя отечественный. Это касается и «Затерянного в Сибири», и драмы «Гори, гори, моя звезда», имевшей колоссальный успех в Германии. Сейчас Митта монтирует новую картину «Шагал и Малевич», также рассчитывая на прокат в Европе. «В России снимать кино — безумие, - считает режиссер. - Государство не поддерживает, Интернет ждет, чтобы ограбить. Поэтому фильм «Шагал и Малевич» буду прокручивать в Европе. В картине показана никому не известная история. Марк Шагал создал в Витебске центр искусства. Пригласил туда Казимира Малевича, который увлекался авангардом. А потом Малевич с помощью учеников выгнал Шагала из школы».